Великолепная десятка

Известное американское издание Ward’s Auto* в конце каждого года публикует собственный рейтинг лучших моторов. Не стал исключением 2007-й и был опубликован их 14-й хит-парад. Стоит заметить, что в их поле зрения попадают только те автомобили, которые продаются на рынке США.

В рейтинге нет дополнительных номинаций и составители располагают лучших по алфавиту:

  • Audi AG, 2-литровый рядный 4-цилиндровый с турбонаддувом, DOHC, FSI** (Audi A3)
  • BMW AG, 3-литровый рядный 6-цилиндровый с турбонаддувом, DOHC (BMW 335i)
  • Daimler AG, 3-литровый V-образный 6-цилиндровый турбодизель (Mercedes-Benz E 320 CDI )
  • Ford Motor Co., 4,6-литровый V-образный 8-цилиндровый, SOHC (Mustang Shelby GT/Bullitt)
  • General Motors Corp., 3,6-литровый V-образный 6-цилиндровыйЮ DOHC (Cadillac CTS)
  • General Motors Corp., 6-литровый V-образный 8-цилиндровый (GMC Yukon Hybrid)
  • Honda Motor Co. Ltd., 3,5-литровый V-образный 6-цилиндровый, SOHC (Accord Coupe)
  • Mazda Motor Corp., 2,3-литровый рядный 4-цилиндровый с турбонаддувом, DISI (Mazdaspeed3)
  • Nissan Motor Co. Ltd., 3,7-литровый V-образный 6-цилиндровый, DOHC (Infiniti G37)
  • Toyota Motor Corp., 3,5-литровый V-образный 6-цилиндровый, DOHC (Lexus IS 350)

Примечательно, что часть номинантов уже не первый раз попадают в этот почетный список. Но главный завсегдатай – это ниссановский двигатель серии VQ, представители которой не покидают десятку с самого первого теста. В этом году в нее вошел двигатель VQ37. Конечно, он претерпел значительные изменения, но идеология осталась прежней и по большому счету это тот самый VQ, который впервые появился в начале 90-х годов. Надо полагать, что дебютировавший в США Nissan GT-R с двигателем VR38DET*** – потеснит своего родственника. 23 февраля в США была презентована летняя премьера этой прославленной модели.

Всего было отобрано 37 кандидатов из числа автомобилей продаваемых в США в первой четверти 2008 года с базовой ценой не более 54 тыс. ам. долларов. Рассматривались двигатели 15 автопроизводителей. Кроме всего прочего оценивались технологичность, динамические характеристики, экономичность и т.п. потребительские свойства. В этом году в основное предпочтение отдано наиболее востребованным моделям 6- и 8-цилиндровым двигателям. Шесть победителей используют системы непосредственного впрыска топлива (Direct Injection), что достаточно объективно отражает суть нынешних тенденций развития конструкций двигателей. Примечательно, что Хонда вернулась в этот престижный список.

Естественно следует отдавать отчет, что это не абсолютный перечень и наверняка список, составленный европейскими экспертами, был бы совсем другой.

В таблице приведены основные параметры двигателей.

Производитель

Модель

Объем, см. куб.

Мощность,

л.с. при об/мин

Момент,

Нм при об/мин

Степень сжатия

Экономичность*,

город/трасса, л/100км

Удельная мощность, л.с./л

Audi Audi A3 1,984 200/5,100-6,000 281/1,800-5,000 10.3:1 10.7/8.5 100
BMW BMW 335i 2,979 300/5,800 407/1,400-5,000 10.2:1 13.9/9.1 100
Daimler MB E 320 CDI 2,987 210/3,800 542/1,600-2,400 18:1

10.3/7.4

69

Ford Motor

Mustang She lbyGT 4,406 319/5,750 447/4,500 9.8:1 15.7/10.3 69
General Motors Cadillac CTS 3,564 304/6,400 370/5,200 11.3:1 13.8 /9 84
General Motors GMC Yukon Hybrid 5,967 332/5,100 498/4,100 10.8:1

11.8/11.8

55
Honda Motor Accord Coupe 3,471 268/6,200 336/5,000 10.0:1

14 / 9.4

77
Mazda Motor Mazdaspeed3 2,260 263/5,500 380/3,000 9.5:1 13.1/9.1 114
Nissan Motor Infiniti G37 3,696 330/7,000 366/5,200 11.0:1 13.8 / 9 89
Toyota Motor Lexus IS 350 3,456 306/6,400 376/4,800 11.8:1 13.1/9.4 87

* Показатели официально подтверждены EPA и определены по новой (2008) методике

Ауди. этим двигателем VAG претендует на то, что первым объединил преимущества турбированных двигателей с выгодой от использования непосредственного впрыска. В результате их конструкторам удалось получать 100 л.с. от одного килограмма веса двигателя. Что более чем значимый результат.

БМВ. Магниево-алюминивый блок позволил снизить на 10 кг вес двигателя N54. Красный сектор начинается с 7000 об/мин и выдерживает и девять. Не прошло напрасно сотрудничество с Mitsubishi Heavy Industries Ltd., что выразилось в применении новой двойной турбины. Применение турбонагнетателя на бензиновом двигателе впервые с 1981 года и второго поколения системы непосредственного впрыска топлива позволило на 45 л.с. повысить мощность и добиться в широком диапазоне скорости вращения двигателя момента на валу сравнимого с V-образной восьмеркой.

Mercedes. Безусловный лидер этой десятки по экономичности. Согласитесь, что 10.2 (23) л/100 км по городу и 7.4 (32) – по трассе отличные данные для этого достаточно мощного двигателя. Пьезогидравлические форсунки и турбина изменяемого сечения внесли весомый вклад в эти результаты.

Форд. Этот двигатель представлен в десятке второй раз благодаря своим мощностным показателям. Лучший выбор для настоящего «спортивного» автомобиля (SUV - sport utility vehicle).

Дженерал моторс. Применение в 3.6 литровым двигателе системы непосредственного впрыска с повышенным до 120 бар давлением позволило увеличить мощность на 50 л.с. и повысить на 8% вращающий момент. И при этом снизить на три процента расход топлива.
Естественно никак не мог остаться незамеченным гибридный 6-литровый двигатель GM, позволяющий почти трехтонной махине GMC Yukon SUV расходовать по городу примерно 12 литров на 100 км! В немалой степени этому способствовало применение разработанной совместно с BMW 2-режимной гибридной системы. Инженеры хвастаются тем, что средний расход этого монстра меньше чем у 4-цилиндровой Toyota Camry.

Хонда. Двигатели этого автопроизводителя - рекордсмены десятки, 10 раз включались в этот престижный список. И один из трех крупнейших японских автогигантов, отказавшийся от проектирования и использования 8-цилиндровых двигателей в легковых автомобилях. Хотя это вполне объяснимо. Там где конкуренты используют восьмерки Хонда обходится шестью цилиндрами! В перечень включен самый большой за все историю этого бренда двигатель объемом 3.5 литра и как всегда с отличными параметрами. Вызывает известный интерес применение системы VCM (Variable Cylinder Management), которая в зависимости от нагрузки позволят двигателю работать на 3, 4 или 6 цилиндрах. Дополнение двух ступенчатой системой VTEC (Variable valve Timing and Lift Electronic Control) привело к тому, что временами водитель даже не замечает этих изменений в работе двигателя.

Мазда. В 2006 году Mazda начала использовать технологию непосредственного впрыска (давление подачи топлива более 110 бар), назвав свою нововведенную технологию - DISI (Direct Injection Spark Ignition). Применение турбины и системы непосредственного впрыска топлива позволило добиться столь высокой удельной мощности – 114 л.с. от одного килограмма веса двигателя. Отличный результат.

Ниссан. Двигатель VQ37VHR особенно примечателен. Это первый в США 6-цилиндровый двигатель использующий систему непрерывного изменения газораспределения и степени открытия впускных клапанов (VVEL- Variable Valve Event and Lift). Значительно уменьшена необходимость в дроссельной заслонке и ее применение обусловлено только необходимостью соблюдения жестких экологических норм. Хотя пионером такой конструкции является система Valvetronic от БМВ. Тем не менее, специалисты Ниссан заявляют, что им удалось увеличить на 32 % быстродействие (время отклика) системы при одновременном ее упрощении. Достойный продолжатель двигателей легендарной серии VQ.

Тойота. В перечень в очередной раз попал относительно новый 3.5-литровый V-6 двигатель 4GR-FSE использующий, как и его коллеги, систему непосредственного впрыска с мощностью 306 л.с. Особенностью этого двигателя является комбинированной системы подачи топлива D-4S. В зависимости от режима бензин может подаваться не только непосредственно в цилиндры, но и обычным способом – во впускной коллектор через форсунки малого давления. Это в том числе позволяет при весьма неплохих данных экономичности иметь возможность достичь скорости 100 км/час за 5.6 секунды и при соблюдении всех действующих экологических норм, в том числе достаточно жестких требований калифорнийских стандартов ULEVII.

По материалам ВЕБ-сайтов

В целом можно констатировать некоторые тенденции.

Первая. Обилие двигателей с турбонаддувом. Это вполне объяснима желанием автопроизводителей повысить «отдачу» двигателей не прибегая к увеличению их объема.
Вторая. Уверенное расширение номенклатуры двигателей с непосредственным впрыском, что свидетельствует о перспективности таких конструкций.
Третья. Большинство номинантов характеризуются немалым объемом. Но применения современных конструкций, внедрения новых систем управления позволяет добиваться значительного повышения экономичности автомобилей.
И четвертая. Даже беглый просмотр описаний двигателей-победителей свидетельствует, что в той либо иной степени, но продолжаются поиски (разработка) и внедрение различных инновационных устройств, позволяющих добиться все лучших показателей.
Пятое. В гордом одиночестве находится двигатель с гибридной силовой установкой. Но возможно этот "пробел" вызван ценовыми ограничениями рассматриваемых автомобилей.

* Ward's Automotive Group ( www.wardsauto.com ) фирма из Мичигана занимается сбором технической информации и анализом результатов работы автопромышленности уже более чем 80 лет.
** Европейский акроним систем непосредственной инжекции топлива в цилиндры (“Fuel Straight Injection”).
*** Новый 3,8-литровый V6 двигатель с двойной турбиной мощностью 480 л.с. соответствующий требованиям "ultra-low emission vehicle" (ULEV) современных стандартов уровней токсичности выхлопных газов. Хотя из-за цены $ 69850 для базовой модели и $ 71900 за модель "премиум" комплектации этот двигатель может быть и не будет участвовать в конкурсе 2009 года. Хотя позволяет достигнуть скорости 100 км/час всего лишь за 3.5 секунды и преодолевать четверть мили за 11.7 секунд.