Февраль 2007.

Своя ноша не тяжела или это вы можете: небольшое описание самодельных приспособлений для диагностики электронных систем автомобилей разных годов выпуска (pre-OBD and OBD-II)


(It's should be in every aftermarket Service Shop, my self-made "arsenal" additional of equipment)

Как известно, одним из столбовых направлений развития современного автомобилестроения является повышение надежности, улучшение безопасности дорожного движения и обеспечения должного комфорта при эксплуатации. Как следствие, это приводит к увеличению сложности электронных систем, что позволяет не только решать поставленные производителем задачи, но создает "трудности" для исполнителей диагностики и ремонта таких автомобилей. И хотя надежность большинства моделей улучшается, рано или поздно любой автомобиль начинает нуждаться в посещении сервиса для поиска и устранения причины поломки/неисправности.

При этом сложность систем доходит до такого уровня, что при настройке, диагностике и ремонте таковых на первое место выходят обязательных условия качественного их проведения: Наличие должного диагностического оборудования, соответствующих информационных баз и, если хотите, интеллектуальных способностей (в том числе навыков анализа и логического мышления) исполнителей.

Умение "покрутить винтик" в нужную сторону, без должного понимания сути проводимых регулировок может не только завести в тупик сам процесс ремонта, но и быть причиной неприятностей как для исполнителей таких "танцев с бубном", так и СТО в целом.

Безответственность в подборе кадров, отказ от приобретения современного оборудования, непонимание обязательности обучения персонала и другие аналогичные причины рано или поздно приведут к упадку бизнеса и снижению количества клиентов и выручки. С другой стороны обилие моделей машин приводит к тому, что стремление к качеству выполнения работ вступает в противоречие с экономической эффективностью такового. И причины этого заключены/кроются в полярных устремлениях заказчиков и исполнителей. Слишком часто владелец современного автомобиля, заплатив при покупке намного бОльшую (относительно "тамошних цен") и тем более немалую сумму денег, считает, что стоимость диагностики и ремонта его "лялечки" должна соответствовать стоимости таковых работ для моторизованных тележек типа "копейки"... И он совершенно не в состоянии понять, что "делать" его машину "на коленке" ну никак не получится. Слишком высоки требования к квалификации исполнителей и качеству инструмента. С другой стороны, работники СТО сталкиваются с тем, что существуют значимые отличия между системами разных производителей и так называемое, подготовительно-заключительное время на проведение ремонта увеличивается не пропорционально стоимости работы. Например, банальные данные рекомендуемых моментов затяжки резьбовых соединений каждой модели занимают десятки страниц, и поэтому приходится или "делать по наитию" или закупать соответствующие базы данных, окупаемость приобретения которых несколько сомнительна. О стоимости и объеме руководств по ремонту каждой модели вообще лучше не вспоминать, так как это тысячи листов и практически всегда на не самом распространенном в нашей стране языке. Вот и приходится делать не "как надо", а "как получается", как всегда надеясь на удачу.

К тому же цена современного диагностического оборудования составляет тысячи, а иногда десятки тысяч гривен, а клиент оценивает диагностику по своему пониманию и согласно своим представлениям: - "Это че? Вставили канкулятор и хотите столько денег? Ну, я вам не лох и понятию имею!". Такой клиент воспринимает диагностику как "помереть температуру". Но, увы, после проверки "на слух, на нюх, на глаз и на ощупь" в лучшем случае, он бесполезно поменяет парочку узлов и потеряет веру в лучшее, удовлетворившись объяснениями "Ну это из-за нашего бензина! Не бери дурного в голову - само в дороге притрётся!". Кроме этого, так называемая "погоня за качеством" не может служить оправданием воровства чужой собственности, а требования "цивилизованности" сервиса не могут звучать из уст злостных нарушителей правил дорожного движения - любителей "покатушек" на городских улицах ("на скорости далеко за 120") и скрывающихся с места происшествия автовладельцев ("прости дружище, с тобой потом").

OBD2, JOBD, EOBD

Все выше перечисленное вносит свой вклад в создание трудностей как для технического персонала СТО (необходимость инвестирования значительных сумм в покупку оборудования, информационных баз данных и в подготовку исполнителей), так и для владельцев, чьи очень недешевые четырех колесные друзья иногда болеют.

С технической точки зрения, наиболее правильный путь - это специализация на диагностике, обслуживании и ремонте автомобилей одного производителя. Это позволяет досконально овладеть соответствующими информационными ресурсами по ремонту, добиться должной квалификации исполнителей, максимально повысить качество работ и сократить время их выполнения. Но обратная сторона медали заключается в том, что на автомобилях других производителей будут доступны только общие процедуры техобслуживания. И поэтому сроки окупаемости вложенных средств в огромной мере будет определяться массовостью автомобилей данного производителя в вашем регионе и спросом на посещение именно вашей СТО.

Например, стоимость базового комплекта ОЕМ-сканера Toyota/Lexus Intelligent Tester II иногда составляет примерно 4 000 $US, поэтому, чтобы "только вернуть" затраченные на его покупку, например, в течение года, необходимо провести диагностику с его помощью на одной тысяче машин, заложив для этого в прейскурант как минимум 4 $US на амортизацию. Уменьшение объема машин неминуемо приведет к необходимости увеличения стоимости диагностики. И это без учета затрат на обучение персонала и оснащение рабочих мест соответствующими информационными материалами, которые неминуемо увеличивают стоимость такой операции.

Поэтому такую специализацию и такие вложения могут себе позволить только сервисы твердо стоящие на ногах, и у которых есть известные финансовые и человеческие резервы.

Но вернемся к непосредственной теме статьи. Исторически сложилось так, что большинство производителей закладывали в алгоритмы программ своих детищ возможность экспресс-диагностики некоторых параметров без применения специальных устройств. Эта традиция продолжается и в настоящее время. Поэтому достаточно полезную информацию можно получать и с помощью относительно несложных приспособлений, изготовление которых доступно практически любому технику СТО. Сразу же хочу подчеркнуть, что у рассматриваемых устройств соотношение полезности к простоте и стоимости намного превышают показатели других, более "навороченных" приборов.

2

Для считывания кодов неисправностей замыканием соответствующих контактов диагностических разъемов автомобилей Toyota, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Honda, Mazda и других (как OBDII, так и pre-OBDII поколений самодиагностики) целесообразно использовать не перемычку, а индикатор (3) с маломощной лампой накаливания (фото). Это позволит предотвратить случайное КЗ между контактами этого разъема при их соединении. Светодиодные индикаторы (фото), также в состоянии упростить проверку электрических цепей автомобиля. Суть индикатора 1 заключается в том, что в нём используются два светодиода, включенные через отдельное сопротивление. В зависимости от типа используемых СД, резистор выбирается согласно формуле. Применение таких индикаторов позволит избежать избыточной перегрузки диагностируемых сигнальных линий.

Применение двух СД позволяет не беспокоиться о полярности подключения. При подключении любым из двух возможных способов, будет светиться либо красный либо зеленый СД. Таким образом, появляется удобная возможность проверять, используя ту же арматуру, не только положительное напряжение относительно корпуса ("минуса"), но и напряжение относительно "плюса". Еще проще индикатор 2, в котором используется двухцветный СД: в зависимости от полярности подключения он светится красным или желтым цветом.

Простой переходник позволит (фото "Protocol Analyze") подключать к разъему дополнительные средства диагностики, установленные на вашем персональном компьютере или ноутбуке или исследовать различия в протоколах разных производителей или стандартов.

С помощью не менее самодельного и простого интерфейса (фото "ISO 9141-2 Interface")возможна диагностика инжекторных систем почти большинства современных автомобилей. Стоимость комплектующих - до 50 гривен (10 $US), трудоемкость - не более 3-4 часов. Это может быть известной альтернативой покупке гораздо более дорого "фирменного железа" (рисунок). Замечу, что я не пропагандирую использование только самодельных устройств, а всего лишь пытаюсь на примерах показать, что вполне возможно разнообразить "палитру диагностических средств" как с пользой для себя, так и с пользой для ремонтируемого автомобиля. И если относится к работе не как отбыванию повинности, то возможны варианты не только решения материальных "проблем", но получения удовольствия от проделанной работы.

И что не мало важно, такого рода устройства намного надежнее и качественнее китайских X- якобы сканеров, которые что и могут так это только заливать в свою "продукцию" ворованные базы данных кодов самодиагностики.

Устройства диагностики автомобилей прошлых лет выпуска

1

Как общеизвестно, практически все производители поддерживали возможность считывания кодов неисправностей с использованием контактов диагностических разъемов. И не смотря на различие в расположении и конструкции разъемов, техника считывания была весьма схожей. Ее суть состоит в том, что при замыкании соответствующих контактов этих разъемов блоки управления переходят в режим индикации кодов переключениями ("морганиями") соответствующих индикаторов приборного щитка. Поскольку разъемы расположены не в самых удобных и освещенных местах автомобиля, то применение ниже описанных модулей, позволяет сократить время считывания, избежать путаницы с определением назначения контактов и осуществить подключение к нужным электрическим цепям.

Mazda

Соединение контактов "TEN" и "GND", диагностического разъема автомобилей этого производителя приводит к тому, что индикатор неисправности инжекторной системы "CHECK ENGINE" высвечивает коды неисправности. Замыкание других контактов инициирует индикацию кодов неисправности других систем, изменением напряжения на соответствующих контактах. Реализовав эту простую схему и соответствующим образом оформив результат, можно получить достаточно удобное в пользовании и надежное устройство для считывания кодов неисправности электронных систем, представленных в проверяемом автомобиле. После нажатия на соответствующую кнопку СД индицирует коды неисправности системы выбранной для диагностики (фото "Mazda cedes reader") .

Mitsubishi

В автомобилях прошлых лет выпуска этого производителя коды самодиагностики считываются по переключениям (изменениям) напряжения на контактах диагностического разъема. На этих фотографиях представлен внешний вид приспособления, которое намного упрощает процедуру считывания кодов. Достаточно просто вставить разъем (1) и нажать кнопку (2). Количество переключений соответствующих СД будут "показывать" код неисправности соответствующей электронной системы. Например, Engine, ECS, ABS, SRS, ELC A/T, Cruise Control.

В устройство вмонтирован разъем идентичный диагностическому разъему автомобиля, поэтому подключив сканер данных, можно параллельно проведению диагностики контролировать сигналы на его контактах. Кроме этого в этом корпусе можно разместить интерфейс программы диагностики параметров инжекторных систем этого производителя с помощью "наладонника" (MMCd Datalogger).

Honda

Считывание кодов неисправности систем этого производителя осуществляется замыканием контактов диагностического разъема (SCS). Кроме этого, стирание кодов неисправности системы безопасности (SRS) осуществляется несложными манипуляциями с контактами аналогичного разъема (MES) в такт с переключениями индикатора AirBag. На мой взгляд, проведение этих работ с помощью этого устройства намного цивилизованнее и надежнее чем простой канцелярской скрепкой. Кроме этого, с помощью этого устройства можно подключаться к 3-х и 5-контактным диагностическим разъемам автомобилей этого производителя.

Себестоимость такого "девайса" (фото "Honda Codes Reader") составляет единицы гривен и трудоемкость изготовления 1-2 часа, но насколько удобнее считывать/стирать коды простым нажатием на тумблер. Да и клиенту намного проще расстаться с весьма незначительной суммой для оплаты считывания кодов, если для этого использовался столь "интеллектуальный" прибор ;-).

Toyota

Как-то посмотрев в Интернете описание Oxygen Sensor Analyzer (прайс более 100 у.е.), имея "под рукой" описание Dysplay Driver (LM3914, price 1,5 $US), и зная, что в Сети за простую "читалку" кодов неисправности инжекторной системы Тойоты (Code Reader) просят не меньшие деньги, у меня возникли вопросы: - Почему так дорого? Почему я не могу попробовать это сделать? И, главный, каков результат попытки собрать нечто более функциональное? Результат я предлагаю Вашему вниманию. Хочу сразу предотвратить некоторые замечания и обратить внимание на то, что я не претендую на "открытие Америки". Cоответствующие методики считывания кодов самодиагностики без применения диагностических сканеров описаны в сервисных руководствах. Я только предлагаю свой вариант реализации "инструмента" для их проведения и никого не собираюсь "склонять" к его изготовлению. Действительно, методологически правильнее использовать ОЕМ-сканер промышленного производства, но цены... Китайские же поделки - просто ниже уровня плинтуса.

Итак, самодельный "Toyota-Lexus Data Reader" (DR, Wiring2new2_.gif) позволяет считывать коды самодиагностики систем:

  • управления двигателем и коробкой
  • безопасности
  • АБС
  • управления жесткостью подвески и дорожным просветом
  • иммобилайзера
  • круз-контроля
  • автоматического климат-контроля
    • С его помощью доступно проведение
    • так называемой Vf1-диагностики инжекторной системы
    • проверка напряжения кислородных датчиков
    • сброс "жестких" кодов неисправности Airbag
    • проверка режимов работы автоматической трансмиссии
    • проверка датчиков системы воздушной подвески
    • тестовая проверка датчиков АБС и другое.

Индикация режима A/T (A/T-mode Voltage) используется при проверке переключения и режимов жесткой блокировки гидротрансформатора (Un-Lock Valve), что иногда актуально для поиска причин повышенного расхода топлива при полностью исправной инжекторной системе.

Первое подключение Data Reader в, увы, уже далеком 2002 году было в Toyota RAV-4 2.0L 3S-FE c неустойчивым ХХ, "провалом" при нажатии на педаль газа. Считаны коды 31 (malfunction MAF-Sensor or Circuit), 41 (malfunction TPS or Circuit).
..............

В целом, Data Reader (DR) вполне оправдал ожидания и доказал свою "профпригодность

Был повод проверить устройство и при диагностике автоматической коробки A340E (мигания лампы O/D) Toyota Crown. С его (DR) помощью был считан код 61 (неисправность Speed Sensor No.2 или его электрической цепи).

3

Достаточно интересно применение DR при диагностике Toyota Camry американского рынка (4T1BF28KOWUO...).... Но оставалось неисправность системы ABS-TRC. Считывание кодов неисправности этой системы с помощью CJ-II невозможно по определению. Простые манипуляции с перемычками в диагностических разъемах этого автомобиля приводили к тому, что по вспышкам лампы "TRC" считывался код 43 (ABS Control System Malfunction), но лампа "ABS" просто горела и не реагировала на манипуляции. Но зато LED "ABS" на самом Data Reader'e лихо "выдал" код 31, что для систем ABS с TRC соответствует неисправности "Front Right Speed Sensor Circuit". После проверки сопротивления датчика, сделан вывод о необходимости его замены, что и было сделано.

Nissan

Особый интерес своими возможностями представляет диагностика параметров электронных систем этого производителя. Открытость описаний протоколов, простота аппаратной реализации спровоцировала создание десятков вариантов устройств диагностики. Простота реализации и наличие свободно распространяемых программ делает возможным их изготовление чуть ли не любым техником станции. И как следствие, реализация возможности считывания и сброса кодов самодиагностики, проверки десятков параметров, регулировки холостого хода и процедур bi-directional control.

Так как размер этой статьи затянулся, - её продолжение с описаниями других устройств опубликовано в этой.