Home ] Up ] Comments ] vehicles ] Idle ] Belts ] Alignment ] Теория и практика ] Carburettor ] VacuumDiagram ] Навесное ] [ TechPhilosphy ] english ]

"Советы" (в т.ч. и владельцам автомобилей)

 

Изложенный материал носит дискуссионный характер, в некоторых позициях не бесспорен, но, тем не менее, я предлагаю его Вашему вниманию.

Раз уж вы выбрали эту нелегкую стезю – диагностику и ремонт  чужих автомобилей, то необходимо принять и, по возможности, следовать следующим правилам (не связанным с OBD-II, EOBD, JOBD, и диагностическими сканерами или кодами неисправностей).

Проявляйте искренний интерес к проблемам чужого автомобиля и прикладывайте максимально возможные усилия для поиска и устранения неисправностей. Не следует «бояться» обнаружить незаявленные неисправности, но не спешите их устранять (кроме безотлагательных). Устранение незаявленных поломок следует проводить или после консультаций с клиентом или при полном доверии с его стороны.

Обязательно фиксируйте признаки неисправности, заявляемые клиентом, и те, которые обнаружены Вами.

reportВедите учет* проделанной работы и результатов диагностики (рис.1). При приезде этой же машины в следующий раз не придётся ломать голову и вспоминать, например, "как выглядела осциллограмма выходного напряжения её ".

Кроме того, иногда исходное состояние автомобиля - «не заводится» трансформируется в последующие вопрос: «а почему она дергается?». Но Вы занимались устранением причин, по которым автомобиль не заводился... Обращайте внимание на исправность остальных узлов и агрегатов. Т.к. бывают случаи, что после регулировки опережения начинаются «качели»: - А у меня раньше эта лампа горела!

С первых секунд общения с клиентом обращайте внимание на его поведение, лексику, манеру ведения разговора и т.п. Иногда одного взгляда достаточно, чтобы решить, что Вам не нужны он, его машина, и тем более его деньги. Есть категория клиентов, которые путают СТО с публичным домом. Запомните, что вы продаете свои знания, навыки, работу, а не душу и тело. Уважайте себя и свой труд. Но не забывайте, что  будущие ваши деньги, пока лежат в его портмоне.

При общении с клиентом будьте вежливы и обращайтесь на Вы. Лишний раз сказанное «пожалуйста» может принести большие дивиденды (не путать с деньгами), чем несколько часов напряженной работы. Но не "холуйствуйте"! При общении используйте общепризнанные термины. Фраза «вон та хреновина скочеврыжилась и мне пришлось ее подмандить» никогда не вызовет уважения к тому, кто ее произнес, хотя для некоторых более доступна для понимания... Никогда не спорьте с клиентом. Единственный способ добиться наилучшего результата – это уклониться от спора. Проявляйте уважение к мнению других, никогда не говорите клиенту, что он не прав, но твердо отстаивайте свою точку зрения.

Постарайтесь в начале беседы показать свое дружеское отношение. Пусть ваш собеседник с самого начала будет вынужден отвечать вам «...да, да...». Честно пытайтесь стать на точку зрения другого. Придавайте своим объяснениям наглядность. Будьте внимательным слушателем. Поощряйте клиента сообщать максимальный объем сведений о машине, о проделанных ремонтах, периодичности обслуживания, наблюдений о ее состоянии, и, пожалуйста обязательно, о содержании ремонтов на других СТО.

Давайте возможность клиентам почувствовать значимость их посещения и сами никогда не ведите себя высокомерно. Клиент тоже человек и его надо стараться любить… Если вы неправы, признайте это сразу и чистосердечно. Прежде чем делать работу, представьте себе процесс ее проведения. Определите, что и как вы будете делать и что может этому помешать. Оцените проблему в целом, а не хватайтесь за ту, которая перед глазами. Как бы смешно это не звучало, станьте той гайкой, которую вы не можете открутить.

Если вы взялись за работу, то делайте ее так, чтобы больше к ней не возвращаться. Лучше не сделать работу, чем сделать ее плохо, так как обмануть можно человека, но «железо» обмануть нельзя. Научитесь делать хотя бы один вид работ, но делайте его лучше всех. Большие практики жизни говорят: - вы работаете на авторитет три года и он работает на вас пятнадцать лет!

И вождь был прав, когда советовал учиться. Ваше состояние "я знаю все" – неестественно. Нормальное состояние – я знаю мало. У настоящего профессионала всегда найдутся вопросы, на которые ему нужны ответы! Например, техническое описание методик диагностики и ремонта только инжекторной системы и только одного двигателя VG-30 занимает почти 700, a the Service Manual a 2001-'03 Civic - 1229 страниц. Аналогичный материал по GDI MMC Carisma (1998-2001) - 160 MB.

Я опасаюсь мотористов, которые "в свободное от основной работы время" занимаются регулировкой инжекторных систем, электриков, которые "ковыряются в двигателях" и "электрику чинят без схем - так проще..." (! в wwwboards.auto.ru/toyota/174173.shtml) или "мастеров", проживающих определенную сканерофобию... Кстати об этом подробнее описано здесь

И постарайтесь, чтобы Вашим лозунгом стало: "Проблемы Вашего автомобиля - это наши проблемы!"

И совсем несбыточные пожелания:

- работай так, будто тебе не нужны деньги

- живи, словно тебе никто не сделал ничего плохого

- танцуй, словно на тебя никто не смотрит

- пой, как будто тебя никто не слушает

- люби, словно ты живешь последний день!

 "Work like you don't need the money. Love like you've never been hurt. Dance like nobody's watching." Satchel Paige

И стоит помнить, что ЕСЛИ

- проснулся утром и чувствуешь недомогание - ты все равно счастливее, чем миллионы людей, - которые не доживут до следующей недели

- ты ни разу не воевал, не был в плену, не подвергался пытке или не страдал от голода - значит, живешь лучше, чем 500 млн. человек

- можешь ходить в церковь без страха подвергнуться угрозе, пытке или смерти - тебе повезло больше, чем 3 млрд. людей

- у тебя в холодильнике еда, ты одет, имеешь крышу над головой и место для сна - ты богаче 75% людей нашей планеты

- есть деньги в банке, в кошельке или в копилке - ты относишься к привилегированным 8% населения

- твои родители живы и состоят в браке, то ты настоящий раритет!

Позволю изложить несколько советов владельцам автомобилей.

За свои деньги Вы вправе ожидать соответствующих действий и результатов от проведения работ. Не отдавайте в работу машину с задачей "почистить карбюратор", а "заказывайте" устранение неустойчивого ХХ. И, если эта процедура(очистка) окажется необходимой и её проведение подтвердит диагноз, то только в этом случае нужно доставать кошелек, чековую книжку и т.п.

ТРЕБУЙТЕ от исполнителей перечень проделанных работ и результаты диагностики до и после регулировки, с указанием значений   измеренных параметров. Например, если регулировалась начальная установка угла опережения зажигания, то угол BTDC до и после регулировки, если давление в топливной системе, то значение давления с вакуумом и без на регуляторе давления и т.д. и т.п..

Категорически отказывайтесь от диагностики и регулировки "на слух, на нюх, на глаз, на ощупь" и по критерию "...я так вижу..."!

Иногда устранение последствий таких "вИдений" всем стоит слишком дорого... Для каждого параметра систем вашего авто производитель автомобиля установил допустимый диапазон изменений. И нЕчего стараться "быть" умнее тех людей, которые его (это автомобиль) придумали и реализовали.

Если Вам заявляют, что могут провести "полную диагностику», а еще и употребляют слово "компьютерную", то поинтересуйтесь, что имеется в виду. Возможно ли по результатам так называемой «полной диагностики» определить состояние:

 

  • датчика температуры (для ECM),

  • датчика положения дроссельной заслонки,

  • датчика потока воздуха или разрежения,

  • кислородного датчика и его выходное напряжение при различных режимах работы двигателя,

  • катализатора,

  • свечей, свечных проводов и наконечников,

  • системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), etc.

Проверить

Проанализировать параметры

  • Long Fuel Trim

  • Short Fuel Trim

  • Target A/F 

  • Target Idle

  • Target Pressure

  • EGR Step Mir, etc.

Объяснить почему "хаотически" меняется параметр Combustion Mode: Stich F/B - Open Loop - Intake Lean при "самопроизвольном" изменении Adv. Ignition: от 4 до 20 deg. BTDC.

Но, если парни только и умеют лихо «ткнуть» сканер кодов самодиагностики в разъем и разводят руками в случае, когда система "не видит" неисправность (дескать, «все исправно – не морочь голову! Касса – за углом!»

Если при считывании кода самодиагностики, сразу и без соответствующих дополнительных проверок "бросаются" что-то менять,

Если  просто не понимают текста на экране (например, DTC P1178 "Linear 02 Sensor, Pump Current Open Circuit"),

Если предлагают вам "анализ состояния двигателя посредством анализа спектрального состава шумов" да еще и "на расстоянии" (как тут не вспомнить А.Ч. и еже с ним?) и при этом, для определения неработающего цилиндра используются "диагностическая интерпретация вибросигнала, каждый холм на трехмерном графике есть результат срабатывания цилиндра на рабочем такте",

  Если не могут проанализировать "ситуацию" при считывании кодов т.н. системных неисправностей (например, P0170, P0171, P0172 и т.п. ),

ТО лучше их «потерять»!

За примерами ходить далеко не надо. Проследите эту историю (особенно "поведение" исполнителей):

Начало в boards.auto.ru/toyota/426602.html 

Продолжение в wwwboards.auto.ru/toyota/430834.html 

И счастливый конец :-) в wwwboards.auto.ru/toyota/433290.html 

Или, например, эту, в которой владельцу авто пришлось "бороться за правильность" диагностики своего друга ;-(((

Да и тут есть кое-что интересное ;-)

Особая тема замена узлов и деталей. Практически на любом автомобиле есть что менять. Но замена при ремонте должна сопровождаться условием: если она сделана напрасно, т.е. без видимого или ощутимого результата, то за работу и запчасти платит  исполнитель, допустивший ошибку (неправильный диагноз).

Заранее оговаривайте  материальную ответственность сторон если проведена напрасная замена того или иного узла.  
  Игра в лотерею и на чужие деньги, возможно, интересна... Но почему за Ваш счет?

Кроме случаев, когда Вы хотите оставить на своем автомобиле эти запчасти.

Оплачивать надо работу, а не "телодвижения". Но должен быть некоторый компромисс. Часть работ по диагностике состояния топливной системы может оказаться безрезультатной, но это выясняется только после их проведения. При неустойчивом Х.Х. необходимо проверить и состояние свечей (на стенде) и давление в топливной системе и состояние датчика кислорода. Но только после проведения всего комплекса работ по диагностике, можно поставить диагноз или исключить неисправность этих узлов.

Обсуждайте с мастером стратегию предстоящих работ и не стесняйтесь активно участвовать в ее разработке.

И хотя мотивы разные, но цель у вас обоих одна - результативное завершение ремонта!

V.I.P. (Customers) Card  Система учета клиентов получила развитие после реализации проекта "V.I.P. (Customers) Card on Cars Service Shop"

Его суть состоит в том, что  "совершенно безвозмездно, т.е. даром" ;-))) каждому клиенту  выдается персональная карточка, чип которой содержит  все данные об автомобиле, полный перечень и результаты проделанной при каждом посещении, работы, рекомендации и т.п.

При очередном посещении сервиса достаточно вставить карточку в считыватель (Reader) на любом рабочем месте станции и на экране монитора  появятся данные и результаты прошлых визитов. Т.е. "история болезни" и перечень работ по ТО автомобиля. Например, значения параметров "развал-схождение", износ тормозных дисков или состояние инжекторной системы авто N-месячной давности. На мой взгляд, это более чем полезная  информация.

Данная система позволяет "отслеживать" сроки ТО (замена масел, фильтров, ремней и т.д.). да и ремонт начинается не "с нуля". Например, информация о проведенной недавно замене ремня ГРМ иногда позволяет локализовать неисправность намного быстрее. Поддерживается функция "напоминания" (reminders) необходимости проведения планового техобслуживания.

В системе используется обычный считыватель телефонных карточек и программы "обслуживания" и ведения базы данных. Подключение - к любому свободному COM порту персонального компьютера. Price изготовления одной карточки (партия до 100 шт.) составляет 1,35 $US. IMO: достаточно приемлемая цена ;-) возможности цивилизованного учета и своего рода, рекламы.

Выражем произнательность Mr. A.Kaschirin, разработавшему программу и сделавшему её "железо".

Примечание. К сожалению использование этой системы прекращено, так как она "МЕШАЕТ РУБИТЬ БАБЛО" (!) и создает ненужные прецеденты "ответственности за проделанный ремонт (работу)". "Бытие определяет сознание?". Нет, это пост-совковое сознание определяет нищенское бытие!

Лещенко В.П. 2004-2010

 

Небольшое описание того, как могут работать наши "романтики" гаечного ключа и монтировки :-)

Нравы наших друзей (статья - попытка систематизации)

2000-2010 al tech page