Вашему вниманию предлагается принципиальная электрическая схема таймера для управления свечами накала дизельного двигателя. Схема предназначена для работы с одноконтактными свечами накала рассчитанных на рабочее напряжение 11 и более вольт. На боковой поверхности свечи накала это напряжение обычно указывается.

Краткое описание схемы

Устройство собрано на основе микросхемы NE555 (отечественный аналог – 1006ВИ1). Некоторые подробности применения таймера.

Таким образом, в указанном на электрической принципиальной схеме варианте время накала составляет примерно R2xC1 секунд, если его не прервать преждевременным включением стартера.

Если вместо времязадающего резистора R2 подвключить термодатчик по схеме, приведенной в нижнем левом углу, то время включения таймера будет зависить от темпераатуры. Наличие транзистора необходимо для того, чтобы ограничить ток заряда конденсатора (в противном случае придется применять конденсатор очень большой емкости) и линеанизировать характеристику датчика. В этом случае время заряда конденсатора, а, следовательно, и время накала, будет зависеть от температуры двигателя.

Обычно термодатчик имеет логарифмическую зависимость сопротивления от температуры (например, график для RD28 Nissan), поэтому почти такая же характеристика будет у зависимости времени накала от температуры.

Время накала также можно регулировать, изменяя опорное напряжение на выводе 5 микросхемы (например, с помощью переключателя "зима-лето"). Для увеличения времени накала необходимо включить дополнительный резистор с вывода 5 на «+» питания (вывод 8), для уменьшения времени накала – дополнительный резистор с вывода 5 на «землю» (вывод 1). Таким образом, можно регулировать время накала свечей в широком диапазоне временных интервалов.

Номинал резистора следует подобрать опытным путем, памятуя о том, что встроенный в микросхему делитель напряжения собран на резисторах номиналом 5 кОм на «+» и 10 кОм на «-».

При включении последовательно с термодатчиком дополнительного сопротивления можно выровнять характеристику и уменьшить разницу во времени включения накала на холодном и горячем двигателе. Подбором этого сопротивления и опорного напряжения на выводе 5 микросхемы можно добиться оптимальной температурно-временной характеристики для Вашего двигателя.

Для удобства контроля режима работы таймера достаточно подключить светодиод с токоограничительным резистором параллельно реле. "Методика" его расчета опубликована.

Так как реле управления свечами накала (К1) достаточно мощное (до 100 А), то в качестве выходного транзистора (VT1) нужно использовать транзисторы средней мощности, например, KT815, КТ819.

Перед принятием решения о замене "родного" таймера, проверьте сопротивление свечей, приходящее на них напряжение, кондицию датчика температуры, состояние разъемов и предохранителей, надежность соединения "минусов" аккумулятора, двигателя и кузова.

Если Ваш двигатель оборудован турбиной, то достаточно желательным для неё является применение TurboTimer.

А. Каширин