Turbo Timer
Для
улучшения динамических качеств и
показателей удельной мощности автомобили
оснащаются форсированными двигателями, компьютерами, электронными устройствами и
множеством других непростых узлов.
Большинство из них относятся к разряду Когда Вы едете на своем автомобиле в напряженном для двигателя режиме (например, по загородной трассе на высокой скорости, либо просто на груженом автомобиле, или в режиме интенсивных разгонов-торможений), турбокомпрессор активно включается в работу. Поскольку его привод осуществляется выхлопными газами, то рабочая температура достигает 700-800°С. В процессе работы турбина охлаждается моторным маслом, постоянная циркуляция которого обеспечивает интенсивное равномерное охлаждение и не допускает перегрева. Категорически противопоказано после интенсивного движения глушить двигатель сразу после остановки автомобиля. Дело в том, что, как только мотор заглушен, масло перестанет циркулировать в горячей турбине, и прекращается ее принудительное охлаждение. И перепад температур турбины и окружающего воздуха в сотни градусов приводит к возникновению значительного перепада температур между наружным и внутренними слоями металла. Возникающие при этом внутренние напряжения могут приводить к значительной структурной деформации кристаллической решетки металла, вплоть до разрушения. Кроме того, при недостаточном охлаждении нарушаются тепловые зазоры во втулках турбины, что может приводить к заклиниванию ротора при повторном запуске двигателя. Масляная пленка в системе подвергается тепловому удару (из-за отсутствия циркуляции), что может вызывать снижение пропускной способности каналов, вплоть до полного их закупоривания продуктами разложения.
В этом случае Вашим незаменимым помощником может стать турбо-таймер. Будучи однажды установлен, он сам будет следить за выдержкой паузы перед выключением двигателя. Когда Вы приезжаете куда-нибудь, то вынимаете ключи из замка зажигания, закрываете машину, включаете сигнализацию и спокойно уходите. А двигатель Вашей машины работает еще некоторое время (определенное Вами посредством выбора времени задержки соответствующим переключателем «Delay») и после этого останавливается самостоятельно. Возможно полное отключение таймера переключателем «On». На рисунке справа представлена принципиальная схема.
Противодействие угону.
Специально предусмотренные входы на турбо-таймере позволяют подключить его к блоку сигнализации для того, чтобы при срабатывания сигнализации двигатель был выключен немедленно. В случае попытки проникновения в автомобиль двигатель будет заглушен и потенциальный угонщик столкнется с обычными проблемами, что и при отсутствии турбо-таймера. Возможен вариант установки турбо-таймера в труднодоступном месте салона.
Транзисторы (кремниевые): VT1 - KT315,КТ503,КТ3102,КТ3117; VT2 - KT361,KT3107; VT3 - КТ815, КТ817 (использование радиатора не обязательно, т.к. они работают в ключевом режиме). VD1,2 кремниевые диоды с допустимым током до 1 А. Остальные - маломощные. Реле К1 - любое автомобильное реле с напряжением срабатывания 12 В и допустимым током не менее 10 А. Прим. 2 и 13 контакты DD1-4 совершенно равнозначны. При трассировке "произошла" замена. Конденсатор C6 (M15) считать конденсатором C7. Практика самостоятельного изготовления этого девайса многими десятками автолюбителей подтвердила наши результаты использования этого несложного устройства и доказала его востребованность ;) Выражаем благодарность специалистам СКБ «Молния» (руководитель - Дунский В.У.), взявших на себя труд по подготовке производства и изготовлению печатных плат. "..Те из Вас кто считает, что они не нуждаются в таймере Турбо, потому что они "не управляют интенсивно" (т.е. не эксплуатируют автомобиль в напряжённом, нагруженном режиме), проведите этот эксперимент. Ночью управляйте автомобилем, как Вы делаете это обычно, остановитесь в месте, где улица недостаточно освещена или полная темнота. Не заглушая двигатель, зафиксируйте время, затем поднимите капот и обратите внимание на вишневый цвет корпуса турбины. Проверьте время, в течение которого турбина перестанет «пылать». Это и будет тем временем, которое двигатель Вашего автомобиля должен проработать на холостом ходу, прежде чем будет остановлен. Пробуйте это несколько раз, и Вы скоро поймете, сколько времени необходимо. Удивительно, сколько людей находят, они ДОЛЖНЫ ждать намного дольше ..." Решите судьбу Вашей турбины - сами! И прежде, чем это будет слишком поздно! А. Каширин, В. Лещенко
|