Nissan Idle Air Volume Learning without ScanTool. DESCRIPTION.
Обучение ХХ без использования диагностических сканеров.
В общих чертах это выглядит так. По мере "самообучения" комп "привыкает" к тому, что для поддержания заданной скорости вращения при ХХ ему надо "выставить" клапан ХХ или дроссельную заслонку на опеределенное положение. При этом статус ("флаг регистра") бортового монитора (теста) Idle Learn (Обучение ХХ) переходит в состояние "CMPLT" (выполнен) и комп придерживается того, к чему "привык и научился".
По мере эксплуатации происходит загрязнение дроссельной заслонки и уменьшение сечения "канала", по которому поступает воздух при ХХ. Как следствие, блоку управления (БУ) надо несколько изменить положение и компенсировать уменьшение количество воздуха, по сравнению с "привычным". Что происходит в этой ситуации? Отпускаем педаль газа, комп выставляет "привывычную" степень открытия, например, клапана ХХ, но обороты становятся меньше заданных. Пока он это увидит, пока переместится клапан, пока воздух дойдет, кроме этого, некоторые модели в этой ситуации еще и увеличивают подачу топлива ... проходит время.
Наверняка не раз попадались машины с симптомом "глохнет перед светофором". т.е. при сбросе газа.
После очистки дроссельной заслонки обороты ХХ обычно увеличиваются. Это происходит потому, что комп не знает о пришедших изменениях (улучшениях) и придерживается "опыта предыдущих стрельб". Т.е. приоткрывает клапан или заслонку до привычного для него состояния.
И поэтому возможны симптомы "повышенный ХХ", "гуляние оборотов" и т.п. Задача "переобучения" состоит в том, чтобы сначала перевести флаг регистра "ISC Learning" в состояние INCOMP (incomplete), т.е. обнулить предыдущую настройку. Отрегулировать там, где это возможно, скорость ХХ хода (при очищенной ДЗ) и после этого добиться (дождаться) состояния COMPL.
Посмотрите архивы всяких форумов. Иногда советуют снять разъем с датчика положения педали газа, завести, получить DTC, стереть код и завести. Наверняка встречали советы отключить форсунки, повернуть MAF'a и т.д. Смысл всех этих действий - сброс обучения, т.к. обучить можно только после того ка стерты предыдущие настройки.
Содержание этого "шаманства" заключается в том, что внесение неисправности и провоцирование, например, криминального уменьшения скорости ХХ, сбрасывает флаг ECM в состояние INCOMP. А далее все уже происходит "как по маслу". После очистки памяти процесс "обучение" проходит "как дети в школу".
Следует помнить, что "побочные неисправности" или "некондиционное состояние" двигателя могут помешать переходу флага "обучение ХХ" в состояние COMPL.
Много проблем создают "левые" сканеры, которые делают вид, что "обнуляют" результаты "самообучения", хотя на на самом деле это не так. Комп может и "само (пере)научиться" новым данным, но для этого необходимо некоторое время. E некоторых моделях манипуляции с контактами диагностического разъема укоряют этот процесс. Поэтому не следует в этот, вообщем-то простой алгоритм, примешивать потусторонние силы. Хотя есть некоторые нюансы по моделям, конструкциям, годам выпуска.
Ознакомьтесь с этими описаниями.Начальные условия.
- напряжение более 12.9V (при ХХ)
- температура двигателя: 70 - 99°C
- А/Т в положении P или N (PNP switch: ON)
- отключены все дополнительные потребители: Air conditioner, headlamp, rear window defogger (Electric load switch: OFF)
- вентилятор охлаждения выключен (Not operating)
- рулевое колесо в положении «прямо»
- трансмиссия прогрета
- в автомобилях, оборудованных дневным светом надо поставить выключатель в 1-ое положение.
Далее следуйте инструкции и рисунку этого описания
Выполнение "обучения"ХХ
"Сброс" БУ (ECU Reset)
или как в Idle Air Volume Learning QR20DE
Сервисный бюллетень NTB05-067 PROCEDURE TO COMPLETE IAVL WHEN IDLE SPEED NEEDS TO BE REDUCED
Для моделей прошлых лет выпуска технология регулировки скорости холостого хода была ощутимо другой..
"При ХХ заведенного прогретого двигателя необходимо было рассоединить датчик ХХ и отрегулировать скорость вращения двигателя с помощью винта регулировки. Особенно эффектна эта процедура проходила с использованием простеньких самодельных диагностических сканеров, когда после нескольких нажатий на клавиши компа, и соответствующей регулировки, двигатель прекращал глохнуть (особенно при торможении), начинал адекватно реагировать на дополнительную нагрузку и полностью выполнять алгоритм прогрева. Причем очень часто причина этих "недостатков" была в том, что малоквалифицированные мастера пытались отрегулировать ХХ НЕ зная, что для этой операции необходимо выполнение т.н. "начальных условий". И "просто покрутив" винтик они сбивали настройку системы управления скоростью вращения двигателя.
Вот, например, как процедура IDLE AIR VOLUME LEARNING описана в мануале Maxima:
1. Turn ignition switch on. Wait at least one second. Turn ignition switch off. Wait at least ten seconds.
2. Start engine. Warm up to normal operating temperature. Turn ignition switch off. Wait at least ten seconds.
3. Start engine and let idle for at least thirty seconds.
4. Disconnect Throttle Position (TP) sensor harness connector (Brown), then reconnect it within five seconds. Wait twenty seconds.
5. Ensure idle speed is within specifications. If idle is not as specified, result will be incomplete.
6. Rev engine two or three times. Ensure idle speed and ignition timing are within specification
Частенько у этих моделей причиной проблем с холостым ходом, а после и с блоком управления двигателем, был клапан ХХ, в который со временм попадала охлаждающая жидкость.
В таком случае приходилось не только заменять клапан, но и аппаратный драйвер с транзисторами управления его обмотками.
Методика двигателя Idle Air Volume Learning QG18DE
Примечание. Иногда обучение проходит только с 3-5-10 попытки.
В сервисном бюллетене "PROCEDURE TO COMPLETE IAVL WHEN IDLE SPEED NEEDS TO BE REDUCED" для моделей американского рынка 2002-2005 г.в. указаны немаловажные дополнения.
"...Уменьшите скорость вращения при ХХ вручную, для чего поочередно отключайте разъемы форсунок... и дальше, как описано в самом NTB05-067" ...
Октябрь 2010 /Апрель 2012